Вскоре после того, как территория Финляндии освободилась от материкового оледенения (VIII тысячелетия до н. э.) на ее побережье появились первые люди каменного века. Об их языке сведений нет, однако в современных прибалтийско-финских языках есть слова, которые, как полагают, унаследованы от этого периода охотничьей культуры.

Находки каменного века, датируемые 3300-3200 гг. до н.э., свидетельствуют о столь значительных изменениях материальной культуры, что уместно предположение о том, что в то время на территории Финляндии пришел новый, очевидно, финно-угорский народ. В соответствии со сложившимся на основе филологических данных представлением, поволжско-финские народы в 2000-1500 гг. до н.э. жили в бассейне Волги. С другой стороны, известно также, что еще задолго до бронзового века (в Финляндии около 1500-500 гг.до н.э.) в прибалтийско-финские языки проникли индоевропейские заимствования, так что район проживания финно-угров, очевидно, простирался значительно дальше на запад, чем было принято считать.

Во второй половине третьего тысячелетия до н.э. в Финляндию пересе-лился балтийский народ культуры ладьевидных топоров. Он занимался также и скотоводством, однако неоспоримые свидетельства занятия земледелием относится к бронзовому веку. Коренное население, как представляется, разделилось по роду занятий: от балтийского слова shämä, обозначавшего жителя внутренних районов, получило начало как обозначающее саамов слово sambe, так и слово häme (житель одноименного района). Саамы продолжали заниматься охотой и продвигались на север. Жители Хяме занимались скотоводством и подсечно-огневым хозяйством, и по мере возделывания первых полей их поселения становились оседлыми. Представление античных авторов о народе охотников, живущем на Севере, который они называли фенной или фенни, относится к саамам. Для финнов охота также была важна, но не как основное средство к существованию, а ради мехов, служивших важным меновым товаром. Жители Хяме ежегодно отправлялись в дальние охотничьи походы в центральную и северную Финляндию, где даже в позднее средневековье многие хозяйства владели собственными охотничьими и рыбо-ловецкими угодьями.

В бронзовый век в западную часть Финляндии пришли скандинавы, в римский железный век (I—III вв. н.э.) и в эпоху меровингов (VII-VIII вв. н.э.) в юго-западной части Финляндии появились как скандинавы, так и материковые германские племена. В эпоху крестовых походов шведы заняли почти не заселенные территории побережья как Финского, так и Ботнического заливов; очевидно, тогда же они появились на Аландских островах, на которых жили и раньше, но которые были временно заброшены.

В результате многотысячелетнего развития в Финляндии сформировалось население, сильно смешанное в расовом отношении. Исследователи генофонда проводят расовую границу по признаку наличия у населения разных групп крови. Финноязычные жители Финляндии на три четверти относятся к западноевропейским народам, при этом разница между финнами и финскими шведами мала. Но как объяснить, что язык финнов - "восточный", финно-угорский? Переселенцы приходили такими маленькими группами, что растворялись в коренном населении; очевидно. большинство пришельцев составляли мужчины, которые брали себе жен из местных, а матери учили детей родному языку. Однако, язык пришельцев не исчез без следа: две пятых старых корней финского языка являются индоевропейскими заимствованиями частично из балтийских и славянских. но прежде всего - из германских языков. Конструкции финского языка также изменились под воздействием языков соседей.

Доисторические источники слишком скудны, чтобы дать определенную, картину того, насколько далеко к XII в. зашел процесс формирования общества у трех древних племен - собственно финнов на юго-западе, к северо-западу от них - хяме и карел на востоке, а также предположительно причисляемых к древним племенам северян (жителей Кайнуу). На основе древних находок достоверно известно, что в Южной Финляндии было три единых пояса поселений (карта 4). В качестве убежища и укрепления обустраивались вершины некоторых крутых холмов. Такие незатейливые древние крепости способствовали взаимодействию местных жителей, если не всего племени. В эпоху викингов Финский залив превратился в важный торговый путь, шедший через Русь в Византию. В русских летописях содержатся сведения о военных походах новгородцев в Хяме и жителей Хяме - на Новгород. Последние также способствовали определенной организации. Деревня, находившаяся на месте современного го-рода Хямеенлинна, в летописи упоминается как Ванай-город. Упоминание относится к 1311 г., но корни поселения уходят намного дальше. Наиболее значительным древним городом был Коройнен вблизи современного Турку.

Заселенная территория Финляндии в конце доисторического периода. Кружочками отмечены кладбища конца железного века (Западная Финляндия 800-1150 гг. н.э., Восточная Финляндия 1300 г. н.э.). - Suomen taloushistoria, 1980.