После попытки революции, получившей название красное восстание, возникла потребность в прочной центральной власти. Вместо разработанного К.Стольбергом проекта республиканской формы правления старофинны, шведы и большая часть младофиннов стали склоняться в пользу монархии. Полагали, что преимуществом такого варианта будет то, что избрание на престол германского принца обеспечит поддержку со стороны Германии молодому и слабому государству. Почти все социалдемократические депутаты отсутствовали в парламенте, так или иначе вовлеченные в восстание. Аграрный союз решительно отстаивал республику, так что монархическое большинство не было достаточно сильным для срочного утверждения новой конституции. Однако, опираясь на Форму правления 1772 г., парламент приступил к выборам короля. Кандидатом на престол был гессенский принц Фридрих Карл. Но прежде, чем принц успел прибыть в свое государство, Германия оказалась побежденной в мировой войне. Высадившаяся весной дивизия покинула Финляндию. "Временно взятая" сеймом власть (см.выше) сразу по завершении гражданской войны была передана Свинхувуду, скомпрометировавшему себя про-германской ориентацией. Его преемником в качестве государственного регента был назван Маннергейм, однозначно ориентировавшийся на западные страны.


Сейм был распущен. На выборах в мае 1919 г., в которых социал-демокатическая партия смогла участвовать без ограничений, она получила те же 80 мест, что и на выборах в первый однопалатный сейм. Новый парламент одобрил республиканскую форму правления, по которой президент получал довольно обширные полномочия, хотя и не настолько, как по конституциям Франции и США. Утвердившееся равновесие двух языковых групп (см.выше) было закреплено в Форме правления 1919 г.


Финляндия по-прежнему находилась в состоянии войны с Советской Россией. В период регенства Маннергейма вооруженные правительством отряды добровольцев вторглись в Восточную Карелию, родственное финнам население которой обнаруживало желание присоединиться к Финляндии. Однако, когда царский генерал Юденич начал поход на Петроград, чтобы отбить его у советского правительства, и Маннергейм, уже смененный президентом Стольбергом (см.выше), призвал к участию финнов в этом походе, Финляндия осталась сторонним наблюдателем. Одной из причин было то, что российские контрреволюционеры отказывались признать независимость Финляндии. Ленин считал, что удержать Петроград в руках советского правительства удалось благодаря сдержанности прибалтийских государств и Финляндии.
С периодом становления независимости была связана также внешнеполитическая проблема на западной границе. Жители Аландских островов стремились к присоединению к Швеции, которая, сначала на мирных переговорах в Версале, а затем в Лиге наций попыталась заполучить эти острова. Лига наций приняла компромиссное решение: Аландские острова остаются в составе Финляндии, но получают широкую автономию.


После обретения независимости разногласия между лоялизмом и конституционализмом в качестве основы разделения партий утратили смысл. Из слияния старо- и младофиннов выросли новые партии - правая коалиционная и центристская национальная прогрессивная партии. Бежавшие в Россию руководители восстания основали в Петрограде Коммунистическую партию Финляндии. Социал-демократы под руководством В.Таннера организовались в ревизионистскую, придерживающуюся парламентских методов партию. Те элементы, которые не признали новую ориентацию, вошли в стоявшую левее социал-демократов партию. которую обычно называли коммунистической. И хотя сама она избегала этого наименования, считалось, что она попала под влияние КПФ. Деятель-ность партии, руководимой из-за границы, признавалась опасной для независимости государства, например, при формировании правительства. Поэтому во всех буржуазных партиях получило поддержку требование принятия закона, запрещавшего легальную деятельность коммунистов. Издание этого закона означало бы, однако, изменение конституции, на что требовалось парламенское большинство, и поэтому идея была отложена. Прежде чем в 1930 г. парламент одобрил этот закон, возникло т.н. лапуаское движение, первоначально созданное как организация политического нажима, но затем обвиненная в насилии. В дальнейшем его программа была нацелена против демократического государственного устройства. В 1932 г. в Мянтсяля, вблизи Хельсинки произошла попытка вооруженного мятежа, который, однако, был бескровно подавлен президентом Свинхувудом. Правый радикализм вылился затем в создание партии Патриотическое народное движение, находившуюся под влиянием германского фашизма. На парламентских выборах это движение, однако, получило довольно незначительную поддержку.


Президентами республики были в 1919-1925 гг. К.Й.Стольберг (прогрессивная партия), в 1925-1931 гг. - Л.К.Реландер (аграрный союз), в 1931— 1937 - Р.Э.Свинхувуд (коалиционная партия), в 1937-1940 гг. - умерший до конца президенства К.Каллио (аграрный союз).
Законодательная деятельность, находившаяся в состоянии застоя в период борьбы за автономию, оживилась и обнаруживала тенденцию к реформаторству. Всеобщее и равное избирательное право было осуществлено на муниципальных выборах, торпари (см.выше) получили право выкупать свои торпы, вводились обязательное обучение и свобода вероисповедания, развивалось трудовое законодательство. экономический рост, несмотря на острый кризис во всем мире, был в начале 30-х гг. довольно быстрым, а уровень жизни приближался к показателям наиболее развитых стран Европы. В то время как накануне I мировой войны большая часть зерна ввозилась из-за границы, к концу рассматриваемого периода удалось приблизиться к уровню самообеспеченности продовольствием.


Вновь обострился спор по вопросу о языке. Главным предметом разногласий стал на этот раз язык преподавания и управления в университете Хельсинки. Он по-прежнему оставался единственным государственным университетом; в Турку действовали частные финский и шведский университеты. Шведская партия, причислявшаяся в начале периода к правым, вынуждена была в связи с вопросом о языке зачастую поддерживать нейтральных левых, отчасти поэтому было трудно сформировать правительство парламентского большинства, и кабинеты быстро сменялись. В 30-е гг. они, тем не менее, стали более устойчивыми.


В финско-советских отношениях преобладала взаимная подозрительность. Бежавший из Финляндии и возвысившийся до председателя Коминтерна О.В.Куусинен назвал Финляндскую республику "временным явлением”. Министр иностранных дел нескольких кабинетов X.Прокопе писал: "Единственной внешнеполитической проблемой является нейтрализация той угрозы, которую означает близость России”. Для отражения этой угрозы Финляндия первоначально искала сотрудничества с государствами буферной зоны, однако вскоре (в 1922 г.) от этого отказались, когда обнаружилось, что Балтийские страны испытывают еще большую угрозу, чем сама Финляндия, и когда польские претензии на гегемонию стали вызывать подозрения. На следующем этапе делалась ставка на Лигу Наций, в которой Финляндия активно действовала. Ее представитель Про-копе одно время был даже председателем совета этой организации. Когда не входивший в Лигу Наций СССР предложил договор о ненападении, Финляндия дважды отказывалась, т.к. полагала, что договор будет противоречить тем обязательствам, которые Финляндия имела в качестве члена Лиги Наций. На третий раз она согласилась, поскольку СССР сам становился членом Лиги Наций; одновременно менялась и политическая коньюнктура в Европе. Когда Лига Наций обнаружила свою беспомощность перед лицом итальянской агрессии в Эфиопии, Финляндия совместно с другими Скандинавскими странами заявила, что впредь она не считает себя обязанной присоединяться к возможным санкциям против страны-агрессора. В 1935 г. было провозглашено, что Финляндия во внешней политике будет придерживаться скандинавской ориентации; Финляндия подчеркивала, что в близившейся войне великих держав она сохранит нейтралитет. Скандинавская линия, однако, не гарантировала, в случае необходимости, военную помощь, поскольку интересы различных Скандинавских стран различались, а их военная мощь была небольшой. Швеция, впрочем, начала быстро вооружаться, будучи живо заинтересованной в обороне Аландских островов. Страны-соседи решили сообща заняться фортификацией острова. Это начинание нуждалось в одобрении Лиги Наций, поскольку, в соответствии с договором по Аландским островам (см.выше), они были демилитаризованы. Когда СССР выступил в Лиге Наций против такого разрешения. Швеция отказалась ратифицировать этот договор, который весной 1939 г. уже был ратифицирован Финляндией.


Советский Союз не прореагировал ни на антикоммунистическое движение в Финляндии, ни на запрещение деятельности коммунистов. С другой стороны. после прихода Гитлера к власти политика СССР в отношении Финляндии стала более резкой, что говорит в пользу мнения Паасикиви о том, что для СССР определяющими были военные и внешнеполитические соображения, а не идеологические. Геополитическое положение стран, расположенных между Германией и СССР, коренным образом менялось. Каждая из великих держав стремилась включить их в свою сферу интересов. В СССР опасались, что Гитлер использует Финляндию в качестве одного из маршрутов нападения на восток. Проскандинавская нейтралистская линия Финляндии не считалась достаточной, поскольку Сталин не верил в способность Финляндии отразить немецкий десант.


Финны были напуганы заявлением советского посла премьер-министру, что в случае начала войны в Центральной Европе СССР оккупирует часть Финляндии. Секретарь Ленинградского обкома партии Жданов объявил о том же в публичном выступлении, хотя и более завуалированно. В 1938 г. секретарь советского посольства в Хельсинки Ярцев предложил Финляндии военную помощь против Германии, а также сотрудничество в укреплении Аландских островов. Финляндия отвергла это предложение, отчасти потому. что вызывало подозрение невысокое служебное положение Ярцева, отчасти из- за опасений, что введение в случае кризиса части Красной Армии будут там оставлены.


С началом 11 мировой войны Финляндия оказалась в политической изоляции и могла полагаться только на собственные силы. Материальное обеспечение сил обороны давно было не на высоте, однако теперь, перед лицом все более очевидной угрозы большой войны, страна была готова пойти на жертвы. Начавшееся в 1937 г. сотрудничество в правительстве между социал-демократами и партией центра облегчило путь к позитивному решению. Парламент почти единодушно одобрил масштабную программу материально-технического обеспечения армии, однако ее осуществление было лишь начато, когда Финляндия оказалась в состоянии войны. Уровень подготовки личного состава и воля к защите родины были, напротив, очень высокими. В поддержании того и другого, помимо сил обороны, участвовали добровольные организаци самообороны - шюцкор и женские отряды "Лотта Свярд".



ЛИТЕРАТУРА

Herää Suomi. Suomalaisuusliikkeen historia. Porvoo-Helsinki-Juva.1989.
Itsenäistymisen vuodet 1-3. Helsinki 1992-93.
Jutikkala, Eino - Pirinen, Kauko. Kivikau-desta Koivistoon. Espoo 1989. Teoksesta on erilaisia versioita, käännöksinä uusimmat: Finlands historia, 1982; A History of Finland, 1984; Geschichte Finnlands, 1977; Histoire de la Finlande, 1978.
Suomalaisten tarina 1-4. Helsinki 1993. Suomen historia 1-8. Helsinki 1984-88. Suomen historian kartasto. Toim. Eino Ju-tikkala. 2. p. Porvoo-Helsinki 1959.
Suomen kaupunkilaitoksen historia 1-4. Helsinki 1981-84. Lyhennelmä ruotsiksi Statsväsen dets historia i Finland, 1987.
Suomen kirkon historia 1-4. Porvoo-Hel-sinki 1991-95.
Suomen kulttuurihistoria 1-3. Porvoo 1979- 82.
Suomen poliittinen historia 2: vuodet 1905-1975. Porvoo 1976.
Suomen taloushistoria 1-3. Helsinki 1980-83.